Прорезывание зубов временного и постоянного прикуса у детей

Считается, что в 6-7 лет должны выпадать первые молочные зубы (нижние центральные резцы), одновременно с ними растут первые постоянные моляры. Но что, если схема нарушается? Могут ли выпасть сначала верхние резцы или, например, сначала боковые, а потом центральные резцы? Что это может значить, и нужно ли родителям обращать на это особое внимание?

Что если зубы выпали слишком рано? Или моляры начали расти до того, как выпали резцы? Нормально ли, что коренные зубы начинают расти в 4-5 лет? С чем это может быть связано? Когда ситуация должна насторожить родителей?

Физиологические особенности развития молочных зубов

Передние, или фронтальные, зубы располагаются очень плотно друг к другу и лишь по достижении ребенком четырехлетнего возраста между ними становятся видны диастемы – физиологические промежутки, которые увеличиваются спустя год-два на фоне роста челюсти. Если в шестилетнем возрасте диастемы отсутствуют, это указывает на недостаточный рост челюстей, приводит к скученности и требует исправления прикуса у детей. Физиологическое стирание поверхностей, способствующее своевременному развитию жевательного аппарата, начинается с трех лет.

Анатомия временных зубов разных типов

PsyAndNeuro.ru

Ранняя травма – это неблагоприятные события (насилие, родительская депривация), которые происходят в детском возрасте и влияют на последующую жизнь. Считается, что ранняя травма повышает риск развития психических расстройств. Однако, не все люди, подвергавшиеся неблагоприятному воздействию в детстве, заболевают психическим расстройством.

В психомоторном развитии есть сенситивные периоды, в которые головной мозг особенно пластичен. Если время воздействия неблагоприятных факторов совпадает с этими периодами, то риск развития психического расстройства вырастает. С другой стороны, приобретение в такие периоды нового опыта (в том числе и неблагоприятного) оказывает протективное действие. Единого мнения по этому вопросу не существует, в научных исследования можно найти подтверждение обеим точкам зрения.

На сегодняшний день нет достоверных методов оценки силы ранней травмы. Объективные методы исследования, такие, как выявление нарушений метилирования ДНК, изменения в работе амигдалы, являются инвазивными, дорогостоящими и длительными по времени.

В марте 2022 г. в журнале Biological Psychiatry вышла статья Kathryn A. Davis и соавторов, посвященная поиску новых методов оценки ранней травмы. Исследователи предположили, что с этой целью можно использовать зубы, являющиеся своего рода «капсулой времени», которая остается неизменной с годами, и на которую наносит отпечаток окружающая среда. Авторы статьи обобщили достижения стоматологии, антропологии и археологии, изучили результаты археологических исследований человеческой популяции и популяции приматов. Собранные данные были соотнесены с новейшей информации об этиологии психических расстройств и о роли ранней травмы в их развитии.

Существует как минимум пять причин, по которым в качестве маркера ранней травмы были выбраны зубы.

Во-первых, развитие зубов продолжается в период возрастных кризов. Минерализация «молочных» зубов начинается на 4 месяце внутриутробного развития и заканчивается к 2–3 годам. Формирование постоянных вторых моляров длится с 3 до 14–16 лет, а постоянные третьи моляры, или «зубы мудрости», заканчивают своё формирование к 18–25 годам. Эти сроки совпадают с чувствительными периодами формирования нервной системы.

Во-вторых, зубы сохраняют на себе «следы» воздействия окружающей среды (как кольца на деревьях). Одонтобласты и амелобласты вырабатывают белки, способствующие минерализации дентина и эмали. Следы этой минерализации видны при полном формировании коронки в виде поперечно-полосатой исчерпанности, полос Ретциуса. Возможно, что неблагоприятные события, происходящие в период формирования зубов, могут отразиться на этом процессе и будут «видны» на эмали.

В-третьих, в период формирования зубов воздействие таких стрессовых факторов, как недостаток питания, болезни, отравления токсическими веществами, приводит к нарушениям в строении дентина и гипоплазии эмали. Согласно некоторым исследованиям, подобные изменения обнаруживаются как у ныне живущих людей так и при археологических раскопках.

В-четвертых, предположительно, зубы могут «сохранять» память о воздействии стрессовых факторов, и главную роль в этом процессе играет так называемая неонатальная линия – темная полоска в эмали молочных зубов. Существует несколько исследований, обнаруживших корреляцию между увеличением её ширины и стрессовыми воздействиями в перинатальный период. Подобные исследования были проведены и на приматах, где в качестве стрессовых факторов использовались разлучение с матерью, смерть сиблинга, восстановительный период после хирургического вмешательства, смена места обитания. В эмали приматов также обнаружилась стрессовая неонатальная линия. В пользу предположения, что зубы хранят биологическую память о ранней травме, говорят исследования, демонстрирующие влияние стресса на состояние волос и ногтей, которые, как и эмаль зубов, формируются из эктодермы.

В-пятых, фазы «жизни» зубов совпадают с периодами развития большого депрессивного расстройства. Так, первые зубы начинают выпадать в возрасте 6 лет, в период, предшествующий пубертату, в который, как известно, повышается риск развития депрессии. Начиная с 13 лет – возраст возможного начала депрессивных расстройств – зубы могут быть удалены по ортодонтическим причинам. В позднем подростковом возрасте может произойти удаление третьих моляров. Все эти зубы можно отправить на исследование в специальные лаборатории для выявления «следов» ранней травмы. Подобная фазность прослеживается и в отношении других психических расстройств.

На основании предыдущих исследований в области психиатрии, стоматологии, археологии и антропологии авторы новой статьи сформировали модель TEETH (Teeth Encoding Experiences and Transforming Health). Данная модель основывается на том, что различные стрессовые факторы, действующие в детском возрасте, влияют на процессы развития всех органов и систем, в том числе и на процесс развития зубов (см. схему).

В результате исследования было сформулировано три постулата.

Во-первых, нарушение развития головного мозга и роста зубов может быть ассоциировано с ранней травмой. Дело в том, что стрессовые факторы, действующие в момент развития нервной системы, могут оставлять свой «след» в структуре головного мозга. Так как мозг и эмаль зубов формируются из эктодермы, то, возможно, неблагополучие в детском возрасте оставляет отпечаток на их структуре. Например, дефекты эмали наблюдаются при синдроме Дауна и детском церебральном параличе. Более того, авторы статьи обнаружили исследование, демонстрирующее, что у детей с низким социо–экономическим статусом и снижением уровня кортизола в слюне эмаль тоньше, чем у благополучных сверстников.

Во-вторых, воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды в момент формирования зубов может оставить на них долговременный отпечаток, который впоследствии можно будет увидеть и объективно измерить. Пре- и постнатальные повреждения нарушают как структуру (уменьшение толщины коры), так и функции головного мозга (снижение активности амигдалы). Изменяется ответная реакция на стресс, что, вероятно, связано с изменением уровня кортизола. Исследователи предполагают, что стресс-индуцированные нарушения формирования зубов обнаруживаются в макро-признаках повреждений, таких как изменение размера зубов, и микро-признаках, таких как изменение структуры и химического состава зубов, проявляющееся в образовании стрессовых линий в эмали. Так как мы знаем стадии развития зубов, по этим признакам можно проследить время воздействия стрессового фактора: макро-признаки могут указать на наличие ранней травмы с точностью до трёх – пяти лет, а микро-признаки – с точностью до одной недели.

В-третьих, нарушение развития нервной системы может приводить к возникновению психических расстройств. Ранее ученые в своих исследованиях опирались на изучение мозга, уровня стрессовых нейромедиаторов как маркеров риска развития психопатологической симптоматики. Авторы нового исследования обнаружили по крайней мере восемь статей, описывающих влияние на зубы различных факторов окружающей среды.

На сегодняшний день модель TEETH не опробована на большом количестве респондентов. Несмотря на это, если продолжить исследования в этом направлении, то, возможно, в будущем у нас появится простой неинвазивный способ диагностики риска развития психических расстройства.

Автор перевода: Вирт К.О.

Источник: Kathryn A. Davis, Rebecca V. Mountain, Olivia R. Pickett, Pamela K. Den Besten, Felicitas B. Bidlack, and Erin C. Dunn. Teeth as Potential New Tools to Measure Early-Life Adversity and Subsequent Mental Health Risk: An Interdisciplinary Review and Conceptual Model. Biological Psychiatry.

В чем заключаются анатомические особенности «детских» моляров

  • Первые верхние моляры проигрывают по размерам вторым. У первого – два широко поставленных корня, которые иногда сливаются до верхушки. Между корнями формируется зачаток первого «взрослого» премоляра. Чаще всего у первых верхних моляров по четыре корневых канала, хоть бывает и по три или два (соответственно в 19 и 5 % случаев).
  • Первые нижние моляры отличаются от других коронкой вытянутой призматической формы. На их жевательной поверхности четыре бугорка: язычные, более высокие, и щечные. У первого «детского» моляра – 2 корня, причем медиальный – более длинный и широкий, чем дистальный. Зачастую у первых нижних моляров бывает и по три канала.
  • Вторые верхние моляры зубного ряда по строению коронки напоминают первый верхний постоянный зуб. На поверхности хорошо видны четыре бугорка, а иногда заметен и пятый. Щечная поверхность практически квадратная со слегка выпуклыми боковыми сторонами. На небной стороне часто виден эмалевый валик. Корней у таких зубов три, корневых каналов в 85 % случаев – 4, гораздо реже – 3.
  • Вторые нижние моляры имеют уже пять бугорков с менее глубокими бороздами, чем у «взрослых» зубов. Оба корня сплющены и искривлены сверху. В 85 % случаев зубы имеют по три канала, хоть бывают и исключения.

С прорезыванием постоянных, «взрослых» моляров начинается смена зубов, которая продолжается с 5-7 до 12-14 лет. Именно первые моляры, не имеющие молочных аналогов, удерживают прикус, обеспечивая правильное расположение в дуге остальных постоянных зубов.

Постоянные зубы появились слишком рано или поздно

Следует отметить, что в связи с проявлением процессов акселерации сроки прорезывания постоянных зубов несколько изменились. Постоянные зубы стали прорезаться раньше, минимум на 6-8 месяцев. Часто уже в пятилетнем возрасте у ребенка наблюдается сменный прикус, в котором уже прорезаются первые постоянные моляры и центральные резцы.

На сроки прорезывания зубов влияют как местные, так и общие факторы.

Местные:

  • травма,
  • преждевременное удаление временного зуба,
  • адентия,
  • ретенция зуба,
  • врожденные расщелины.

При отсутствии зачатка постоянного замещающего зуба или при его неправильном положении не происходит давление на костную перегородку, отделяющую его от корней временного зуба. Это приводит к отсутствию активности остеокластов, клеток, отвечающих за рассасывание корня.

Общие:

  • наследственность,
  • генетические факторы,
  • эндокринная патология
  • В частности, при заболеваниях щитовидной железы в результате нарушения минерального баланса в организме отмечается задержка прорезывания зубов как временного, так и постоянного прикуса. Так при гипотиреозе отмечается задержка прорезывания молочных зубов на 1-2 года, постоянных – на 2-3 года.

  • общее состояние здоровья.

В целом, все больше детских стоматологов и педиатров отмечают существенные отличия в сроках и последовательности прорезывания зубов временного и постоянного прикуса у детей. Прорезывание зубов – мультифакторный процесс. На сроки прорезывания зубов влияет и расовая принадлежность, и общее состояние здоровья организма. Ни одна из существующих, на сегодняшний день, теорий до конца не дает ответа на механизмы прорезывания зубов.

Неоспоримым, по мнению многих отечественных и зарубежных стоматологов- педиатров, является тот факт, что прорезывание как временных, так и постоянных зубов у сегодняшнего поколения детей происходит раньше средних сроков минимум на 6-8 месяцев.

Регулярные профилактические осмотры помогут избежать серьезных стоматологических проблем. Детский стоматолог и ортодонт внимательно следят за формированием зубочелюстной системы ребенка, оказывая, в случае необходимости своевременную помощь.
19 марта 2022

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]