Когда начинают резаться зубки
Нет точного ответа, во сколько режутся зубки у ребенка, – сроки индивидуальны. Однако можно ориентироваться на усредненные, стандартные сроки прорезывания, утвержденные ВОЗ:
- нижние резцы появляются в 6–7 месяцев;
- верхние – в 7–8 месяцев;
- верхние боковые резцы – в 8–9 месяцев;
- нижние – ближе к году.
По стандарту годовалый ребенок должен обладать восьмью молочными зубами.
С года до полутора лет ребенок обзаводится зубами покрупнее — верхними и нижними молярами, а в период с пятнадцати до двадцати месяцев — верхними клыками, которые еще называются «глазными». Дело в том, что рядом с ними проходит глазной нерв, поэтому эти зубы зачастую даются ребенку труднее остальных. Раздражение нерва вызывает резкую боль, а иногда еще и слезотечение.
Понять, что режутся первые зубки, бывает непросто даже врачу. Ведь этот процесс часто сопровождается повышением температуры, изменениями стула и настроения, отказом от еды.
В каком возрасте стоит беспокоиться, если ребенок не начинает говорить?
Еще раз напомним: каждый ребенок — личность со своими индивидуальными особенностями. Возраст выхода на каждый из этапов речевого развития сильно варьируется для разных детей. Если малыш сказал свои первые слова на месяц-два позже нормы — ничего страшного. Говорить о возможной проблеме можно только в том случае, если малыш отстает на этап и больше:
Почему ребенок никак не произносит первые слова?
Если ребенок демонстрирует признаки задержки речевого развития, сначала необходимо провести поиск медицинских проблем. Помимо состояний, связанных с аномалиями развития головного мозга (ДЦП, аутизм и другие), это могут быть нарушения слуха и физические дефекты аппарата речи — гортани, голосовых складок, глотки, челюстных мышц.
Если они исключены, скорее всего, это временная психологическая проблема. Малыш перерастет ее с помощью специалиста по развитию речи. И дальше родители будут мечтать о другом — как заставить его замолчать
Когда ребенок начинает говорить, если в семье разговаривают на двух языках?
Если с рождения ребенок находится в двуязычной среде, он начнет разговаривать позже своих сверстников. Зато на обоих языках сразу! Причина очевидна: малышу приходится самостоятельно разбираться, почему взрослые произносят определенные звуки при разных действиях, а если они называют одну вещь двумя словами, понять механику «говорения» значительно сложнее.
Вовсе не обязательно, чтобы на разных языках говорили именно мама и папа. Источником альтернативных лингвистических знаний может быть и бабушка, и няня, и более взрослые малыши в яслях. Если вы стремитесь к тому, чтобы с младенчества ребенок знал два языка, просто запаситесь терпением в ожидании первых слов. Но если в ваши планы не входит обучение малыша родному языку няни или особенному диалекту бабушки, попросите их разговаривать в присутствии крохи на максимально чистом русском языке.
Малыш выучил первые слова. Что дальше?
Речь — основа коммуникации, значит, перед вами открываются огромные возможности для общения с ребенком и его обучения. Объясняйте, рассказывайте, отвечайте на вопросы. И ни в коем случае не забывайте: важно не только говорить, но и слушать, узнавая и учитывая потребности маленькой личности.
Формирование зубного ряда
В статье рассказано, как понять, что у ребенка режутся зубы, и о средствах помощи ему при боли и воспалении десен. Но для начала пару слов о процессе формирования зубного ряда.
Закладка абсолютно всех зубов осуществляется на пятом месяце внутриутробного развития. Они пребывают в «замершем» состоянии и начинают расти непосредственно перед прорезыванием. Поэтому, если у ребенка нет зубов к 9-12 месяцам, назначается рентгенография — исследование, позволяющее оценить их закладку и расположение.
Вас также может заинтересовать
ДЕТСТВО
Салфетки-напальчники от 0 до 3 лет АСЕПТА BABY
Для бережной гигиены полости рта малышей и массажа дёсен во время прорезывания первых зубов
Подробнее о продукте
ДЕТСТВО
Детская гелевая зубная паста от 0 до 3 лет АСЕПТА BABY
Предназначена для бережного ухода за деснами и молочными зубами малышей
Подробнее о продукте
Эффективными обезболивающими помощниками и альтернативой зубной щетке для самых маленьких станут влажные салфетки «Асепта Baby» с ксилитом, пантотенатом кальция, экстрактом ромашки и гамамелиса, предназначенные для малышей 0-3 лет.
Салфетка прекрасно очищает все поверхности в полости рта, снижает риск воспаления и предупреждает рост бактерий в ротовой полости.
Что влияет на сроки прорезывания зубов
Процессы в организме индивидуальны, в том числе и по срокам. Возраст появления первых зубов обусловлен рядом факторов:
- Наследственностью.
- Внутриутробным периодом и негативными факторами, воздействующими на плод (например, прием беременной женщиной некоторых лекарственных препаратов).
- Питанием будущей мамы в период ожидания младенца и грудного вскармливания.
Введением прикорма и др.
Что такое комплекс оживления в психологии
Комплекс оживления – это проявление двигательной активности и выражение эмоций ребенком на появление в сфере досягаемости и видимости значимого для него взрослого. Малыш реагирует на родителей примерно с третьей недели жизни. Физиологи считают, что с возникновением комплекса оживления младенец вступает в новый жизненный этап – младенчество.
Дети рождаются на свет с базовым набором рефлексов, а со временем, вырабатывая новые способы реагирования на внешние события, адаптируются к незнакомым условиям существования. Психологи высказывают мнение, что начальная адаптация младенца к социуму проходит успешно, если он на 3-й неделе:
- способен сосредоточить внимание на людях, предметах, звуках;
- замирает при появлении родителей или взрослых родственников;
- отвечает улыбкой на ласковые слова;
- может выражать радость восторженными звуками.
Симптомы прорезывания зубов
- может быть небольшая температура;
- беспокойство — ребенок становится капризным, плохо спит, часто просыпается ночью;
- снижение аппетита;
- обильное слюноотделение и, как результат, покраснение кожи вокруг рта;
- отек и покраснение в месте прорезывания зуба, возможно образование гематом на слизистой десен;
- повышенная потребность малыша что-то грызть: соску, игрушки, пальцы.
Есть дети, у которых появление зубов происходит бессимптомно и даже незаметно для родителей. Но, как правило, этот процесс сопровождается индивидуальной комбинацией признаков, приведенных в списке выше.
Как помочь ребенку быстрее сказать свои первые слова?
Речь тесно связана с интеллектом, поэтому многие родители стремятся побыстрее разговорить малыша и очень беспокоятся, если он не хочет этого делать. Сегодня существует немало методик раннего развития речи. Вы можете выбрать и попробовать какую-то из них, но только не переусердствуйте. Иногда слишком интенсивные упражнения дают побочные эффекты — малыш может замкнуться в себе от перегрузки информацией или перестать интересоваться окружающим миром, желая узнавать новые слова только из любимых обучающих мультиков. Чтобы понять, не приносит ли программа развития вреда, внимательно следите за поведением и эмоциональным состоянием ребенка, а также регулярно консультируйтесь со специалистом.
Кроме авторских методик, есть и универсальные советы, помогающие родителям быстрее услышать первые слова крохи:
- Не думайте, что малыш заговорит быстрее, если вы искусственно сократите общение с ним до самых примитивных слов. Наоборот, с рождения старайтесь разговаривать с ребенком на самые разные темы, даже абстрактные.
- Если малыш не спит, постоянно говорите с ним. Комментируйте свои действия во время игр, кормления или переодевания. На прогулке рассказывайте обо всем, что видите — о деревьях и цветах, о дорогах и машинах, о дожде и солнце, о бабочках и птицах. Описывайте каждый предмет — что он делает, какой у него цвет, размер, количество, из чего он состоит и т.д. Если он связан с чем-то уже знакомым крохе, укажите на эту связь.
- Не закрепляйте в сознании малыша упрощенные формы слов. Если ребенок называет кошку «ко», подтвердите, что поняли его, и произнесите правильно: «да, это кошка». И, конечно, не выдумывайте таких слов сами.
- Когда дети начинают говорить, важно дать им возможность для получения свежих знаний. Не ограничивайтесь замкнутым кругом «дом, парк, детская площадка». Водите малыша на детские мероприятия, в зоопарк, музеи и в другие места, где он сможет получить новые впечатления.
- Читайте малышу книжки, показывайте картинки и объясняйте, что изображено на них, пойте детские песенки, ищите видео для детей в интернете. Все это стимулирует интерес малыша к освоению речи, расширяет словарный запас и выстраивает логические связи между различными предметами, действиями, явлениями, свойствами.
- Хвалите малыша за достигнутые успехи. Даже если они совсем крошечные.
Максимальная активность
Мы выяснили, что младенец постепенно овладевает навыками общения с близкими взрослыми, и такая его способность будет основной деятельностью первого полугодия жизни.
Психологи утверждают, что комплекс оживления напрямую зависит от уровня удовлетворения потребностей маленького ребенка в эмоциональном общении. Пиком проявления комплекса оживления является возраст малыша от 3 до 4 месяцев, после чего трансформируется в более сложные формы поведения, поэтому именно в этот период родителям рекомендуется все свои действия сопровождать словесными комментариями.
Этапы комплекса оживления
Если родители создали дома благоприятную психологическую обстановку для малыша, то комплекс оживления проявится своевременно. Благоприятной обстановкой считается:
- гармоничное чередование тишины и покоя с моментами активного бодрствования;
- достаточное количество внимания и ласки;
- исключение сильного психоэмоционального потрясения на первом месяце жизни.
Если ваш малютка никак не реагирует на красочную погремушку, не расстраивайтесь раньше времени. Нужно набраться терпения, ведь всего-то через пару недель ваш наследник по достоинству оценит все игрушки. Посредством комплекса оживления малыш сообщает вам, что готов к познанию окружающего мира.
Комплекс эмоционального оживления происходит в несколько этапов:
- Появляются новые реакции, которые психологи и называют комплексом оживления (замирание, сосредоточенность на лице взрослого и его голосе, улыбка, восторженное вскрикивание, двигательная активность).
- Малыш начинает различать голоса окружающих, узнает материнский голос.
- Примерно через две недели после окончания периода новорожденности (этот период длится с первого дня жизни до момента появления комплекса оживления), ребенок фокусирует внимание на привлекательных красочных предметах, может отследить взглядом движение.
- В начале третьего месяца жизни малыш эмоционально реагирует не только на материнские облик и голос, но и на прикосновения, и на процесс кормления. Когда мама находится рядом, малыш спокоен и счастлив.
- К концу третьего месяца жизни поведение ребенка приобретает более сложные формы, в этот период он уже способен отличать близких от чужих.
Если младенец находится в хороших условиях и психологически развивается в соответствии с нормами, то в 4-5 месяцев комплекс оживления уже будет включать в себя первые навыки саморегуляции, то есть малыш научится контролировать свое настроение.
Что происходит с ребенком после эмоций оживления?
Комплекс оживления в психологии – это начало нового этапа в развитии младенца, задача которого познание окружающего мира.
После возникновения комплекса оживления, малыш:
- ощущает потребность двигаться;
- стремится взаимодействовать со взрослыми людьми;
- психологически благополучен;
- отвечает реакцией на зрительный и/или слуховой раздражитель.
Смысл появления комплекса оживления. Когда родителям нужно бить тревогу?
К шести месяцам становится понятно, зачем малышу нужен был комплекс оживления: ребенок осознанно пытается взаимодействовать со взрослым окружением, используя различные интонации, позы, мимику и жесты, ежедневно знакомится с новыми предметами, людьми.
Уровень личностного развития младенца напрямую будет зависеть от того, в каком возрасте обнаружился комплекс оживления, ярко ли он был выражен. Если какое-то структурное звено комплекса проявлялось слабо или вовсе отсутствовало; если комплекс появился несвоевременно или имеет затяжной характер – это сигнал родителям показать кроху врачу, поскольку такие моменты могут отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка. Выявить причину и выбрать способ ее устранения под силу только квалифицированному специалисту.