Часто малыши сосут кулачки, пальчики, нижнюю губу, и это не должно вызывать опасения, если малыш грудничок.
Но если ребенку больше года, а он продолжает сосать губу, то это уже вредная привычка.
Некоторые мамы серьезно обеспокоены данной проблемой и хотят знать, насколько это вредно, как отучить ребенка от сосания нижней губы, и стоит ли делать это? Рассмотрим этот вопрос подробно.
Виды
Существует несколько видов аномалий окклюзии, в детской ортодонтии выделяет шесть.
Выделяют следующие виды:
- глубокий – для него характерно избыточное перекрытие верхней челюсти нижней;
- перекрестный – при этом нарушении смыкания отмечается недоразвитие челюстей с одной стороны, с характерным пересечением нижней и верхней зубных дуг;
- мезиальный — для него типично выдвижение нижней челюсти вперед, при этом нижние резцы перекрывают верхние;
- открытый — при этом нарушении отсутствует смыкание верхних и нижних резцов, у пациента выявляется щель между ними;
- дистальный – при этой аномалии верхние резцы выдвигаются вперед, этот признак сочетается с недоразвитием нижней челюсти и уменьшением нижней части лица;
- заниженный – характерно заниженное смыкание, вследствие преждевременного стирания зубов.
Перед тем как начать коррекцию необходимо установить тип нарушения окклюзии.
Хлюпает носом, кряхтит, покашливает
Малыши с раннего детства понимают, что во время болезни родители забывают о своих важных, взрослых делах и все время посвящают больному ребенку. Когда дети становятся старше, они могут нарочно громко сморкаться, кашлять, вздыхать, прижимая руку ко лбу. При этом маленькие симулянты чувствуют себя хорошо, просто они хотят привлечь внимание родителей. Деткам хочется, чтобы их пожалели, проявили заботу, обнимали и поили теплым молоком. Происходит это, как правило, в семьях, где родители заняты своими делами и не хотят проводить время с детьми.
Иногда мальчики и девочки «заболевают», чтобы не идти в детский сад/школу. Существует ряд причин, по которым они так себя ведут.
- В группе или классе ребенку некомфортно. Возможно, у него проблемы с кем-то из воспитанников или одноклассников, а также конфликт с педагогом. Если с родителями нет доверительных отношений, кроха не может честно признаться, почему он не хочет идти в образовательное учреждение. Ему проще симулировать болезнь и остаться дома.
- Родители предъявляют завышенные требования. Несмотря на то, что дети полны энергии и сил, они тоже могут уставать. Им также необходим отдых. Если мама с папой этого не понимают, приходится прибегать к хитрости.
- Ребенку не хватает родительского внимания. Малышам нужно, чтобы родители проводили с ними время: читали, играли, лепили, рисовали. Иногда деткам хочется побыть дома с мамой или папой, вместо того, чтобы идти в сад/школу.
Больной ребенок получает необходимую дозу любви и душевного тепла. Если вы заподозрили, что сын или дочь притворяются больными, разберитесь в ситуации, вместо того, чтобы сразу же ругать ребенка.
Ксения, мама 6-летней Даши:
«Дочка у меня болеет редко, по пальцам можно пересчитать ее недомогания. Но в последний год я стала замечать, что Даша по вечерам начинала кашлять, чихать и шмыгать носом. Сначала я неслась с градусником, даже несколько раз вызывали педиатра, хотя явных причин простуды не было. Врач говорил, что с девочкой все в порядке. Мы прошли полное обследование в медицинском центре, но все анализы и показатели были в норме. Я не связывала состояние Даши с тем обстоятельством, что мы переехали, и дочка пошла в новый садик.
Оказалось, в группе с ней никто не играл, новых друзей она не нашла, поэтому ходить туда не хотела. Но боялась признаться, ведь мы с мужем работаем, и она не хотела нас огорчать. Я виню себя за то, что не поговорила с Дашей откровенно, не выяснила причины, почему дочка придумывала болезни. Мы много работаем, но никакая работа не стоит того, чтобы забывать о проблемах детей. Сейчас Даша ходит в частный детский сад. В группе у нее сразу же появились подружки, и теперь каждое утро дочка бежит в садик с радостью».
Причины развития
Почему у ребенка развивается неправильный прикус, причины его возникновения делятся на врожденные и приобретенные.
Причины врожденного неправильного прикуса:
- инфекции, поражающие плод;
- заболевания матери, осложняющие развитие плода;
- травмы живота матери;
- негативное действие ядов и лекарств;
- травма лицевых костей младенца во время родов;
- врожденное укорочение уздечки языка и губ.
В отличие от врожденных, приобретенные нарушения смыкания обусловлены заболеваниями и вредными привычками.
К этим причинам относятся:
- злоупотребление пустышкой;
- малыш постоянно сосет и грызет предметы (карандаш, палец);
- вредные привычки (закусывать губу, подпирать подбородок);
- отсутствие протезирования, выпавших раньше времени зубов;
- Последствия перенесенного рахита в возрасте до одного года;
- патологии ЛОР органов, с нарушением носового дыхания (деформация носовой перегородки, увеличение аденоидов);
- эндокринопатии;
- заболевания опорно-двигательного аппарата;
- патологическая поза во сне;
- обширный кариес коренных зубов;
- травмы лицевой части черепа;
- злокачественные опухоли костей лица;
- гнойно-некротические процессы челюстей (остеомиелит, периостит);
- раннее или запоздавшее прорезывание зубных единиц.
Часто формирование дефектов смыкания вызывает несколько причин. Их необходимо выявить, чтобы определит оптимальную тактику коррекции дефекта.
Как заподозрить развитие дефекта
Как определить неправильный прикус у малыша. Заподозрить формирование этой проблемы под силу даже неспециалисту.
Перечислим наиболее характерные признаки:
- неровность зубных дуг;
- скученность зубов и разворот их вокруг оси;
- рост единиц в неположенном месте;
- щели между зубами;
- наличие лишних единиц;
- излишнее перекрытие верхней или нижней челюстных дуг;
- нет смыкания резцов;
- асимметрия лица;
- выдвижение одной из челюстей вперед;
- постоянно открытый рот;
- затруднение носового дыхания;
- патологическое истирание зубов;
- следы травм на внутренней поверхности губ, языка, щек;
- повышение тонуса мышц лица;
- затруднение пережевывания пищи;
- затруднение образования звуков.
Обнаружив у своего малыша один или несколько из перечисленных признаков, родители должны как можно быстрее показать его ортодонту.
В каком возрасте лучше проводить коррекцию
С какого возраста можно начать исправление прикуса у детей.
Неправильный прикус у ребенка 1 года определить невозможно. Заподозрить его возможно, если он есть у родителей. Неправильный прикус у ребенка с 2 лет до возраста в 3 года корректируется только с помощью профилактических мер.
Они включают:
- грудное вскармливание до года;
- своевременное введение жесткой пищи в рацион;
- использование ортодонтических пустышек;
- следить за позой малыша во время сна;
- своевременно лечить кариес молочных зубов;
- при их ранней потере необходимо протезирование.
У малыша нужно лечить соматические заболевания, которые способны нарушить развитие зубочелюстной системы.
В каком возрасте исправляют прикус у детей. Активную коррекцию начинают в возрастном промежутке от 3 и до 5 лет.
Проводятся следующие мероприятия:
- пресечение вредных привычек;
- применение вестибулярных щитов;
- миогимнастика лица;
- при ранней потере зубов выполняют протезирование.
В пятилетнем возрасте проводят пластику короткой уздечки языка и губ.
В возрасте 7 лет и старше вплоть до подросткового возраста проводят коррекцию различными устройствами для съемной коррекции.
К ним относятся:
- ортодонтические пластинчатые устройства;
- трейнеры;
- каппы;
- внеротовые аппараты.
Начиная с подросткового возраста 12–13 лет, исправляют дефект при помощи различных моделей брекет-систем.
У подростков начиная с 16 лет для коррекции небольших косметических дефектов зоны улыбки, используют виниры и коронки.
Как исправить прикус у ребенка, какие методы коррекции применять решает только ортодонт.
Почему ребенок сосет губу?
Прежде чем разобраться, почему ребенок стал сосать нижнюю губу, стоит рассмотреть основные причины данного явления.
- Часто у малыша возникает потребность что-то сосать, если он голодный. Многие родители отмечали, что за некоторое время до кормления малыш начинает тянуть пальчики в рот или засасывает губу. Для грудничков это нормальный процесс, просто он захотел есть до того, как наступило время, отведенное для кормления. Часто именно по этой причине педиатры рекомендуют кормить новорожденных по первому требованию.
- Если малыша кормят грудью, у мамы жидкое молоко, и он не наедается, поэтому прикладывать новорожденного к груди нужно по первому зову. Также стоит давать ребенку только одну грудь во время кормления. Если давать грудничку пить только «переднее» молоко, то насыщение произойдет быстрее, но и чувство голода наступит через короткое время.
- Причиной может стать и простое удовлетворение сосательного рефлекса, что естественно в грудном возрасте. Привычка посасывать нижнюю губу чаще возникает у детей-искусственников. При кормлении крохи из бутылочки чувство сытости наступает очень быстро, чего нельзя сказать о грудном вскармливании. Рефлекс сосания остается, таким образом, неудовлетворенным.
- Также причиной сосания нижней губы может быть отсутствие чувства защищенности. Если во время процесса засасывания ребенок становится более спокойным и засыпает, то ему просто не хватает маминой защиты. Обычно это наблюдается, если ребенка берут на руки только по потребности: перепеленать, покормить, искупать, а остальное время он лежит один в кроватке.
- Если при засасывании губы или кулачка наблюдается слюнотечение, то, возможно, у ребенка начинают резаться зубки, при этом происходит прикусывание и сильное беспокойство. Малыш капризничает и ведет себя нервозно.
Если кормите малыша из соски и при этом замечаете, что он сосет кулачок или нижнюю губу, то это первый и самый яркий признак того, что рефлекс не удовлетворен.
Коррекция дефекта
Коррекция осуществляется консервативными и оперативными методами.
Консервативная терапия
Для аппаратной коррекции применяются съемные и несъемные корректирующие устройства.
К ним относят следующие устройства:
Для коррекции используют:
- вестибулярные шиты – применяются для того, чтобы отучить малыша сосать пальцы и другие предметы;
- трейнеры применяются для коррекции легких аномалий, выравнивают позиции отдельных единиц в зубной дуге;
- корректирующие пластинки – это пластины из пластика и металла, используются для коррекции аномалий во время замены зубов, они относятся к саморегулируемым устройствам;
- элайнеры – силиконовые формы из силикона, придающие физиологичный изгиб зубной дуге.
- брекеты – несъемная ортодонтическая конструкция для коррекции самых сложных дефектов зубного ряда и аномалий;
- внеротовые приспособления – применяются для коррекции тяжелых аномалий, когда нельзя устанавливать брекеты.
Устройства для коррекции нарушения окклюзии и положения отдельных зубов выбираются из тяжести дефекта и возраста. Можно ли исправить прикус, применяя только консервативные методы. В большинстве случае применения этих аппаратов бывает достаточно.
Оперативное лечение
Оперативные методики применяю только в самых тяжелых ситуациях, когда применение консервативных методов не устранили дефект. Применяются только в подростковом периоде и у взрослых только в случае серьезных деформаций лицевого скелета.
Показаниями для проведения являются:
- грубая асимметрия лица;
- грубые аномалии окклюзии;
- недоразвитие подбородка.
После операции проводится реабилитация длительно в течение не менее пяти месяцев.
Диагностика
Стоматолог внимательно осматривает лицо и полость рта пациента. Он исследует размеры, форму верхней и нижней челюсти, взаимоотношение зубных рядов. Врач подробно изучает жалобы больного.
В качестве дополнительных методов диагностики применяются:
- телерентгенография с последующим анализом;
- ортопантомография;
- исследование фотографии в фас и профиль;
- производят диагностические модели челюсти и изучают;
- исследование окклюдограммы;
- томография верхнечелюстного сустава;
- реография;
- электромиография лица.
Лечение глубокого прикуса у ребенка требует внимательного изучения лицевого скелета.
Осложнения
В случае если не проводится коррекция аномалий, то у малыша страдает не только внешность. Последствиями нарушения окклюзии являются многочисленные соматические патологии.
На что влияет аномалия:
- развиваются болезни пищеварительного тракта;
- распространенный кариес;
- образование зубных отложений;
- воспалительные процессы в полости рта;
- нарушение осанки;
- дыхательные нарушения;
- нарушение процесса пережевывания пищи;
- ранее выпадение зубов.
У малыша развиваются артикуляционные нарушения, и страдает произношение звуков.
Классификация
Выделяют несколько степеней патологии, в основе классификации лежит степень перекрытия нижних резцов верхними.
Выделяют следующие степени дефекта:
- глубокое (резцовое) перекрытие – дефект, при нем край нижнего зуба доходит до небного бугорка верхнего;
- снижающий прикус – для него характерно, что резцы нижней челюсти не опираются на дентальные бугры верхних зубов, происходит их соскальзывание к краю противоположной десны;
- травмирующая дизокклюзия – при которой края нижних резцов упираются в верхнее небо или десну.
Этот процесс означает постепенного ухудшение состояния. Если ничего не предпринимать, патология неуклонно прогрессирует и переходит в следующую стадию.
Профилактика
Профилактика нарушений начинается еще у годовалого ребенка. Необходимо следить, чтобы малыш не сосал палец и другие посторонние предметы, чтобы формировалось правильное смыкание. Надо применят только ортодонтические пустышки.
У ребенка старшего возраста профилактические мероприятия составляют:
- лечение кариозных поражений;
- протезирование зубов, утраченных преждевременно;
- предупреждение развития рахита.
Надо своевременно водить малыша на осмотр к врачу ортодонту, чтобы своевременно выявить нарушения смыкания и решить вопрос о его исправлении.
Нарушение окклюзии – дефект, который грозит не только косметическими дефектами, но и развитием большого количества серьезных болезней. Родители должны в случае малейшего подозрения на развитие этой аномалии вести малыша на осмотр к ортодонту.
Сосание губы – вредная привычка?
Если повзрослевший ребенок начинает сосать нижнюю губу, то это не просто вредная привычка, а результат дискомфорта, который он ощущает.
Ситуация, которая травмирует психику, заставляет неокрепший организм искать средства успокоения и защиты для снятия негативных переживаний.
Ребенка нельзя ругать, стыдить или упрекать.
Это его организм выбрал себе именно такую защиту. Порицание в данном случае может сделать только хуже.
Но и пускать ситуацию на самотек нельзя, так как со временем вы можете столкнуться с более серьезными проблемами: слабая успеваемость, некоммуникабельность, ребенок полностью уйдет в себя.
Следует понаблюдать за ребенком, разговаривать с ним чаще, обратиться к детскому психологу, который поможет разобраться в состоянии ребенка.