Одним из основополагающих принципов современной стоматологии является лечение зубов без боли. Тем не менее большинство взрослых пациентов нервничают, сидя в стоматологическом кресле, а некоторые вообще не в состоянии преодолеть ужас, охватывающий их в кабинете дантиста. Когда же речь заходит о лечении молочных зубов, проблема становится особенно острой. Необходимость в посещении зубного врача может вызвать у ребенка настоящую истерику. Если не помочь малышу справиться со своими страхами, во взрослой жизни он будет постоянно откладывать визиты к стоматологу. Как же побороть детскую дентофобию?
Содержание:
- Откуда появляется страх идти к стоматологу?
- Главные ошибки родителей
- Как победить дентофобию
- Обращайтесь к профессионалам!
Заботящиеся о здоровье своего ребенка родители знают, насколько важно своевременно водить малыша на прием к стоматологу. Однако многие из них сталкиваются с проблемой боязни посещения кабинета зубного врача. В чем причина того, что ребенок боится лечить зубы? И что делать ситуации, когда пришло время нанести очередной визит дантисту? Попробуем в этом разобраться.
Откуда появляется страх идти к стоматологу?
Объяснений того, что ребенок боится идти к стоматологу, может быть несколько. Например:
- Знакомство с новыми людьми. Первое посещение кабинета врача для ребенка является таким же стрессовым фактором, как и первый день, например, в детском саду. Ребенку приходится общаться с новыми людьми. Причем взаимодействие является достаточно близким. И в данном случае можно проконсультироваться с педиатром, как подготовить ребенка к посещению стоматолога, чтобы учесть все личностные аспекты конкретно вашего малыша.
- Боязнь боли. Для многих визит к дантисту связан с болью и кровью, что и является основной причиной того, что даже взрослым с большим усилием дается решение посещения стоматологии. Важно объяснить малышу, что сейчас есть много современных методов лечения, которые делают любую процедуру безболезненной.
- Разговоры родителей. Не стоит рассказывать при ребенке о собственном лечении зубов в негативных красках. Ведь это может стать еще одним поводом детских страхов.
- Психологический дискомфорт. Важно, чтобы малыш ощущал позитивное к себе отношение лечащего врача. Если специалист не будет вызывать доверие, то это станет одной из причин того, что ребенок боится визита к стоматологу.
Полное расслабление
Если ребенок сохраняет усидчивость и ему больше 3 лет, для расслабления и снятия тревожности можно использовать седацию. Как правило, применяется закись азота (газ поставляется через назальную маску). Она хоть и немного снижает болевую чувствительность, все же требует анестезию. Большая часть закиси азота выводится из организма через 5 минут после окончания подачи газа, а полностью – через полчаса. Все время пока седация работает ребенок сам дышит, может двигаться, находится в сознании, все слышит, понимает, может разговаривать, но менее остро реагирует на стрессовые факторы. Немаловажный бонус: седация снижает рвотный рефлекс. Основное требование к проведению седации — нормальное носовое дыхание. И стоит учитывать, что при очень сильном страхе седация не всегда производит должный эффект.
Издатель: Экспертный журнал о стоматологии Startsmile.ru
Автор материала: Юлия Клоуда
Главные ошибки родителей
Часто родители сами допускают ошибки, которые приводят к тому, что ребенок не хочет идти к стоматологу. Причем с возрастом ситуация может усугубиться. Среди таких ошибок можно выделить:
- Психологическое давление. В обыденной жизни родители, не задумываясь о своих разговорах и действиях, могут сформировать ряд комплексов и страхов у малыша. Например, зная, что дети боятся выдергивать зубы, они могут напоминать о визите к стоматологу всякий раз, когда малыш просит конфету. Это формирует в подсознании ужас к посещению кабинета дантиста.
- Еще одной проблемой, формирования психологического барьера перед подобными визитами может стать запугивание малыша, если он ослушается и будет себя плохо вести на приеме у доктора. Так у ребенка сформируется ассоциация доктора с садистом, который заодно с родителями.
- Страх боли. В данном случае ребенку следует объяснить, что для лечения используются препараты, которые снижают чувствительность. При этом, если не пойти к врачу, то зубы могут болеть сильнее.
- Ложные обещания. Решая вопрос, как подготовить ребенка к походу к стоматологу, некоторые родители прибегают к хитрости пообещать, что врач совсем ничего делать не будет, а только проведет осмотр. Или что после посещения доктора вы поедете в увлекательное путешествие. Если обещания не совпадут с реальностью, то у ребенка только увеличится недоверие и страх.
- Чрезмерное акцентирование внимания на проблеме. Не нужно заострять внимание, что в час Х необходимо посетить кабинет стоматолога. Не рекомендуется лишний раз напоминать, что есть проблемы с ростом зубов или их состоянием. Лучше просто записаться на прием. Ведь вы же не проводите подготовительные беседы перед тем, как пойти в парк, или купить билеты в цирк.
- Отсутствие мотивации. Объясняйте малышу, зачем посещать кабинет стоматолога. Это позволит привить ответственность за поддержание собственного здоровья, устранит ненужные страхи.
Почему дети боятся стоматологических процедур?
В основе всех фобий лежит негативный опыт, а вернее, испытанные негативные эмоции. Именно они вызывают у малышей страх перед врачами — людьми в белых халатах. Если лечение зубов у детей когда–либо сопровождалось неприятными ощущениями, если стоматолог не обладал необходимыми профессиональными и психологическими навыками лечения маленьких пациентов, будет запущен процесс формирования дентофобии.
Существует и целый ряд факторов, способствующих ее закреплению. Очень часто они объясняются неправильным поведением окружающих ребенка близких людей.
- Малышам быстро передаются эмоции мамы и папы. Если они сами испытывают страх или даже просто заметно волнуются перед визитом в клинику, ребенок обязательно запомнит это ощущение и возьмет его на вооружение.
- Некоторые родители в своих целях эксплуатируют формирующуюся дентофобию, пугая дочь или сына стоматологическими процедурами: «Не будешь слушаться — пойдем к зубному, пусть он полечит тебе зуб».
- Детей с определенными психофизиологическими особенностями очень пугает неизвестность. Ребенок с мягким, нерешительным характером будет бояться первого похода в клинику просто потому, что не знает, что именно его там ждет.
Имеет значение и величина индивидуального порога чувствительности. Взрослые и дети с низким болевым порогом будут испытывать сильную болезненность даже от самых обычных манипуляций, доставляющих другим людям всего лишь легкий дискомфорт.
Как победить дентофобию
Если вы не знаете, что делать в ситуации, когда ребенок боится стоматолога, то следует прислушаться к ряду советов специалистов:
- Начинайте посещать стоматолога с первого года жизни. Не стоит думать, что лечения требуют только коренные зубы. Ведь от правильного развития молочных зубов зависит последующее формирование коренных. Следить за состоянием полости рта важно с первых дней рождения. Поэтому консультации стоматолога вам потребуются еще с пеленок. А в будущем не придется решать проблему, как не бояться стоматолога детям. Ведь ваш малыш будет воспринимать врача как помощника и советчика.
- Не акцентируйте внимание ребенка на визите к врачу. Не следует лишний раз напоминать ребенку, что на конкретную дату запланирован визит к врачу. Лучше зайти на осмотр в ходе очередной прогулки. Эффект неожиданности позволит малышу не осознать до конца происходящего и не ощутить страх.
- Выбирайте правильное время визита. Если вы решили прийти к доктору пораньше, разбудив для этого малыша раньше привычного времени. Или записались на прием во время обеденного сна. Если визит к врачу запланирован вместо похода в зоопарк или развлекательный центр. Если для планового посещения доктора вам пришлось перенести долгожданную поездку на море. Будьте готовы, что у ребенка сформируется негативная установка на такое мероприятие.
- Подумайте о системе поощрений. Некоторые родители при поиске решения ситуации, что делать, если ребенок боится лечить зубы, прибегают к варианту задобрить малыша дорогими покупками. Однако делать это не рекомендуется, так как с одной стороны – формируется устойчивое восприятие, что можно получить желаемое исключительно, отправившись в кабинет доктора. А с другой – для ребенка такой визит ассоциируется с дополнительным стрессом. Ведь он понимает, что родители не будут просто так давать деньги или дарить подарки. А значит – в кабинете врача его ждут серьезные «испытания». Лучше предложить после визита к стоматологу прогуляться в любимый парк, прокатиться на аттракционах, получить какой-то сувенир в кабинете доктора. Подобный визит должен ассоциироваться с позитивными эмоциями, исключительностью события.
- Покажите пример. Важно помнить, что посещение стоматолога в профилактических целях рекомендовано не только в детском возрасте. Родители также должны посещать врача. И делать это можно вместе с сыном или дочкой. Покажите, что мама с папой также ходят на профилактический осмотр. Это снимет излишние страхи, позволит малышу почувствовать себя взрослым, что очень важно на этапе роста и развития.
- Сопровождайте ребенка. Не оставляйте ребенка самого в кабинете врача. Это касается не только ситуации, когда нужно запломбировать или вырвать зуб. Присутствуйте во время каждого приема. Это позволит малышу ощутить поддержку и обрести уверенность.
- Превратите визит к стоматологу в игру. Можете взять с собой любимые игрушки или купить детский набор инструментов для гигиены полости рта. Продолжите игру дома, чтобы ребенок на приеме у стоматолога не думал о процессе лечения, а воспринимал происходящее, как часть увлекательных действий.
- Рассказывайте сказки. Купите книжки, где героям помогает добрый Айболит вылечить больные зубки, или Зубная фея исполняет желания и дарит удивительные чудеса. Позвольте малышу стать героем одной из таких сказок во время визита к стоматологу.
- Найдите варианты переключить внимание. Попросите доктора включить интересный мультфильм, или сами расскажите сказку, забавную историю в то время, когда малыш находится в кресле зубного врача.
- Посещайте одного врача. Позвольте своему чаду привыкнуть к доктору. Ведь доверяя ребенок сможет быстрее справиться со страхом.
- Говорите с ребенком. Объясните малышу, зачем посещать стоматолога. Расскажите о том, что, если регулярно проверять состояние ротовой полости, то можно избежать кариеса и необходимости удалять зуб. Мотивируйте ребенка на профилактические осмотры, которые сохранят здоровье ротовой полости.
- Запланируйте ознакомительное посещение. Не нужно ждать, когда заболят зубы или потребуется исправление прикуса. Лучше внести посещение стоматолога в план важных мероприятий без особых на то причин. В этом случае первый визит к стоматологу ребенка не оставит в его психике ассоциаций с болью и иными неприятными манипуляциями. Ведь проведен будет просто осмотр. А последующие визиты сформируют четкую установку, что посещать зубного врача является привычным занятием, которое не связано с болезненными ощущениями.
- Формируйте самостоятельность. Предложите ребенку самому следить за своим графиком посещения кабинета врача. Объясните, почему это нужно делать раз в полгода. Таким образом, малыш сможет почувствовать себя взрослым, которому доверена ответственность за контроль здоровья.
- Не доводите до проблемы. Для родителей этот совет должен стать основным. Ведь вовсе не обязательно ждать, когда ребенок начнет жаловаться на зубную боль или возникнет проблема необходимости профессиональной чистки зубов, исправления прикуса, удаления молочного зуба, лечения десен. Лучше предупреждать проблемы, устранять их на начальной стадии. И тогда не придется задумываться над вопросом, почему дети боятся стоматолога. Ведь визит к врачу станет столь же привычным, как посещение детского сада, визита к парикмахеру или репетитору.
И, конечно же, ищите своего стоматолога. Ведь, если ребенок боится вырывать зуб, то это вполне закономерно и оправдано. Не каждый взрослый готов без страха прийти на такую процедуру. А вот в случае, когда ребенок перед каждым визитом к стоматологу становится нервным, раздражительным, капризным, то стоит задуматься о квалификации специалиста, которого вы посещаете.
Что делать если лечение не состоялось
Рассмотрим ситуацию, когда ребенок негативно настроен, а это те случаи, когда он не желает заходить в кабинет; не подпускает к себе врача; отказывается садиться в кресло; не открывает рот, не позволяет делать анестезию, так что родители и врач не находят возможности уговорить его лечиться.
Итак, вы пробыли у врача все зарезервированное время, но так ничего и не сделали. О причинах рассуждать можно долго. Как Вам вести себя сейчас?
Возможно, Вы в этот момент злитесь, скорее всего, расстроены или вините себя в происшедшем. Вы можете находиться в полной растерянности и ощущать себя беспомощным.
В общем, Вас посещает целая гамма негативных чувств. И это понятно. У Вас была цель – вылечить ребенка, но неожиданно возникло препятствие для ее осуществления. Сначала казалось, что это какое-то недоразумение: ребенок не понимает, что польза, которую он получит во много раз больше, чем неприятные ощущения во время лечения. Но потом Вы поняли, что его сопротивление серьезно может затруднить дело.
Обращайтесь к профессионалам!
В клинике «Доктор Келлер» работают детские стоматологи, которые смогут найти подход к вашему малышу. Они обеспечат комфортные условия приема, расскажут малышу о том, насколько важно следить за гигиеной рта, смогут стать настоящими друзьями ребенка, которым можно доверять. Они докажут, что лечить зубы можно без страха и боли. Ведь их задача – это здоровая улыбка каждого малыша, который пришел в стоматологический кабинет. С «Доктор Келлер» лечить зубы можно весело. И об этом нужно обязательно сообщить вашему малышу. Так что, если вы еще не посещали кабинет стоматолога, то пора записаться на прием!
Литература
- Бойко В .В . Распознавание и преодоление страха на стоматологическом приеме // Институт стоматологии, 2002. – № 1, 4. – С. 15-23.
- Виноградова Т .Ф ., Снагина Н .Т . Руководство по стоматологии детского возраста // Медицина, 1995. – С. 75-83.
- Гашимов Р .Г ., Аракелова М .Н . Психологические особенности детей со стоматологическими заболеваниями // Стоматология, 1988. – С. 58-60.
- Иванов Г .Г ., Иванова М .А . Оценка психоэмоционального состояния детей // Стоматология детского возраста и профилактика, 2001. – № 1. – С. 23-26.
- Лепелин А .В ., Сутенков Д .Я ., Казакова Л .Н . Психоэмоциональное напряжение как основа дентофобии и причина развития страха// Стоматология детского возраста и профилактика, 2004. — №3. – С.18-25